Версия // Конфликт // За 10 лет на строительстве Амурского ГПЗ «Газпрома» освоили более 1,3 трлн рублей, и это далеко не предел

За 10 лет на строительстве Амурского ГПЗ «Газпрома» освоили более 1,3 трлн рублей, и это далеко не предел

13096

Недострой века

За 10 лет на строительстве Амурского ГПЗ «Газпрома» освоили более 1,3 трлн рублей, и это далеко не предел (Коллаж: Фельдшеров Виктор, CC BY-SA 4.0, Квадра Медиа / PhotoXPress, Артем Житенев / РИА Новости)
В разделе

Вопросы силовиков к Кириллу Селезнёву и Алексею Митюшову могут положить начало большому разбирательству в делах газовой монополии. По всей видимости, внутри «Газпрома» остались верные им люди, интересы которых явно расходятся с задачами госкомпании. Сложно избавиться от этой мысли, когда пытаешься разобраться в нюансах строительства гигантского газоперерабатывающего завода на Дальнем Востоке. Впрочем, обо всём по порядку.

Сюжет: Коррупция

В начале марта Генпрокуратура подала иск против двух бывших топ-менеджеров «Газпрома» Кирилла Селезнёва и Алексея Митюшова. В ведомстве считают, что они вывели из ООО «Газпром нефтехим Салават» не менее 150 млрд рублей. В деле фигурируют восемь компаний, которые до сих пор могут выступать подрядчиками на крупных нефтегазовых стройках. Бенефициарами этих фирм считают Селезнёва и Митюшова.

Истории о том, что государственная газовая монополия обросла десятками и даже сотнями не вполне прозрачных подрядчиков, появляются в прессе по меньшей мере лет двадцать. И весьма похоже, что главная газпромовская стройка десятилетия – Амурский газоперерабатывающий завод – не стала исключением.

Всё готово, но надо подождать

Гигантское предприятие на Дальнем Востоке, недалеко от города Свободный, возводят с 2015 года. Оно должно стать одним из крупнейших в мире и поставлять 42 млрд кубометров газа в год, в том числе по трубопроводу «Сила Сибири». В 2017 году Минэнерго оценивало вложения в завод в 1,3 триллиона рублей. Как увеличилась эта сумма за прошедшие 8 лет, пока сказать сложно. Но ясно, что не произойти этого попросту не могло, хотя бы с учётом инфляции.

К 1 января 2025 года завод должен был выйти на проектную мощность, но этого не случилось. Более того, официальные сообщения о готовности объекта более, чем на 90% вызывают сомнения. Пусконаладочные работы на 5-й линии завода начались в конце декабря 2024 года, а всего производственных линий должно быть шесть. Когда достроят последнюю? Вопрос этот мы задаем не из праздного любопытства.

В 2021 году старт первой линии Амурского ГПЗ провели с участием руководства страны. Не получится ли так, что все последующие годы кураторы стройки вводили его в заблуждение относительно темпов завершения объекта? Можно ли иначе объяснить то, что на фоне очевидных сложностей заказчик строительства Амурского ГПЗ – ООО «Газпром переработка Благовещенск» – судится с подрядчиками за 85,7 млрд рублей?

Многочисленные нарушения в проектировании

25 марта Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) планирует рассмотреть жалобу ООО «Линде Инжиниринг Рус» («дочка» немецкой Linde GmbH) на определение Арбитражного суда Амурской области от 12 февраля 2025 года по делу № А04-9599/2024. В рамках этого дела ООО «Газпром переработка Благовещенск» и намерено взыскать с международного гиганта сумму, внушительную даже для этой отрасли. Причина – пожары, случившиеся на Амурском газоперерабатывающем заводе (АГПЗ) 8 октября 2021-го и 5 января 2022 года.

По теме

В судебных документах указано, что по результатам расследования установлено, что причиной пожаров стала разгерметизация фильтров на установке, «произошедшая в связи с многочисленными нарушениями в проектировании и технической документации поставленного Linde GmbH оборудования».

Насколько можно понять, представители немецкой стороны пытаются обжаловать сам факт подачи иска против неё. Представители Linde GmbH просил суд оставить его без рассмотрения из-за наличия в действующем с «Газпром переработка Благовещенск» соглашении оговорки о рассмотрении споров между компаниями в Стокгольмском арбитраже и отсутствием у российских судов юрисдикции.

Насколько объективным будет в этой ситуации арбитраж в недружественной стране – вопрос отдельный. Куда интереснее другое: в качестве третьего лица в дело привлечено российское АО «Нипигаз» (см. Справку), выступавшее генеральным подрядчиком строительства Амурского ГПЗ. Представители Linde настаивают на переносе разбирательства в Стокгольм, ссылаясь на некие трёхсторонние соглашения с участием ООО «Газпром переработка Благовещенск» и АО «Нипигаз».

Подробностей этих контрактов мы пока не знаем, но уместно предположить, что «Нипигаз» сыграл не последнюю роль в привлечении в проект иностранцев, проблемы с оборудованием которых в дальнейшем привели к двум серьёзным авариям.

Наследники «эффективных менеджеров»

Самое интересное, что угроза неполадок с оборудованием на Амурском ГПЗ, которое, к тому же, могло закупаться по завышенной стоимости, явно сохранилась и после тех двух пожаров. По сути, об этом предупреждает один из сотрудников ООО «Газпром переработка Благовещенск». Насколько серьёзной должна быть проблема, чтобы человек из такой организации решился заговорить о ней публично?

В «Газпроме» действует «горячая линия по вопросам противодействия коррупции, мошенничеству и хищениям». 16 августа 2024 года туда было направлено письменное обращение главного специалиста отдела материально-технического снабжения ООО «Газпром переработка Благовещенск» Урала Кильмухаметова (копия есть в распоряжении редакции). Если коротко, то его письмо позволяет предположить, что руководство компании потребовало от него «подогнать» техническую документацию для закупки температурных датчиков у «нужного» поставщика. При этом Кильмухаметов считает продукцию этой фирмы не вполне пригодной для использования на заводе.

Попытка сотрудника с Дальнего Востока рассказать о проблеме газпромовскому начальству в Петербурге, по всей видимости, ничем не закончилась. Тогда Урал Кильмухаметов решил написать письмо в Общероссийский народный фронт. Председатель амурского отделения ОНФ Р. Г. Дуб переслал это обращение гендиректору ООО «Газпром переработка Благовещенск» Юрию Лебедеву. Он подчеркнул, что в письме Кильмухаметова говорится о закупках оборудования и материалов в недружественных странах, при имеющихся аналогах как в России, так и в ближнем зарубежье, «по явно завышенным ценам и признакам, указывающим на заинтересованность определённых лиц». Председатель отделения ОНФ призвал Юрия Лебедева разобраться в этом вопросе…

Вопрос о том, что было дальше с обращениями Урала Кильмухаметова, наверное, стоит считать риторическим. Насколько можно понять, гендиректор ООО «Газпром переработка Благовещенск» Юрий Лебедев нечасто появляется на объекте. С 2020 года он занимает не последнюю должность в самом ПАО «Газпром» – руководит Департаментом 353, который отвечает за переработку газа и курируется зампредом правления компании Виталием Маркеловым.

Если мы правильно понимаем назначение Департамента 353, то получается, что Юрий Лебедев, в свою очередь, курирует отношения «Газпрома» с компанией «Русхимальянс», которую возглавляет тот самый скандально известный Кирилл Селезнёв. В периметр ответственности Лебедева явно входит и та самая «Газпром нефтехим Салават», фигурирующая в иске Генпрокуратуры к Селезнёву и Митюшову.

И в завершение ещё одна интересная деталь: заместителем Лебедева в Амурской области и главным инженером завода-долгостроя является Данис Файрузов, занимавший при Селезнёве руководящие должности в «Газпром нефтехим Салават». Конечно, для нас это пока просто информация к размышлению. Но на фоне таких совпадений совершенно по-новому звучат доносящиеся с Дальнего Востока слухи о том, что господин Файрузов будто бы превратил площадку Амурского ГПЗ чуть ли не в личную вотчину с земляками на ответственных постах, шикарными автомобилями и особым классом для детей заводского начальства в местной школе.

Вопрос о том, в какую сумму в итоге обойдётся стране в целом и убыточному «Газпрому» в частности, завершение строительства завода на Дальнем Востоке, пожалуй, стоит считать открытым. Как бы не пучилось, что исправление ошибок будет стоить дороже, чем ущерб, уже нанесённый предприятию некачественным иностранным оборудованием. Так и бывает обычно в подобных историях, не зря говорят: ошибаться можно, врать нельзя!

СПРАВКА

АО «Нипигаз» было создано в Тюменской области в 1994 году на базе головного НИИ советского Миннефтьпрома. До октября 2021 года компания входила в холдинг «Сибур» – одну из крупнейших частных нефтегазовых компаний России, по сути – конкурент «Газпрома». В 2021-м «Сибур» распределил принадлежавшие ему акции «Нипигаза» между своими акционерами и, как можно предположить, сохранил влияние на него, взаимодействуя с иностранными субподрядчиками и поставщиками для строительства Амурского ГПЗ. Что если главной проблемой при достройке газпромовского предприятия стала явная ориентация АО «Нипигаз» на зарубежных контрагентов? Понятно, что проект стартовал до введения масштабных антироссийских санкций, на которые теперь ссылается Linde GmbH. Но значит ли это, что участие отечественных производителей на некоторых участках работ и вовсе не рассматривалось?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.03.2025 12:37
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх