Свои берега перевалируют

Пунктом перегрузки СПГ для НОВАТЭКа вместо Зебрюгге может стать Кильдин

По данным “Ъ”, НОВАТЭК (MOEX: NVTK) готовится перенести из Бельгии в район острова Кильдин точку перевалки СПГ с ледовых танкеров на обычные. С конца марта для проекта «Ямал СПГ» закроется возможность использования экспортных терминалов ЕС, что вынудит развивать перевалку в незамерзающих водах Мурманска в зимний период. По оценкам “Ъ”, ее объем потребуется увеличить с 1,5 млн тонн до 2,5–2,8 млн тонн. В рамках подготовки к запрету НОВАТЭК уже начал подтягивать новые танкеры в район Кильдина.

Российским газовозам пришла пора присмотреться к новым перевалочным пунктам

Российским газовозам пришла пора присмотреться к новым перевалочным пунктам

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Российским газовозам пришла пора присмотреться к новым перевалочным пунктам

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Из-за запрета на реэкспорт в портах ЕС НОВАТЭК может полностью перенести перевалку СПГ проекта «Ямал СПГ», которая сейчас проводится в бельгийском Зебрюгге, в район острова Кильдин (около 60 км от Мурманска), говорят источники “Ъ” на рынке, знакомые с планами компании. Речь, вероятно, идет только об объемах, поставляемых в Азию, а все остальные грузы по-прежнему будут уходить в Европу. «Ямал СПГ» на 50,1% принадлежит НОВАТЭКу, 20% владеет TotalEnergies, 20% — CNPC и 9,9% — Фонд Шелкового пути.

В НОВАТЭКе на запрос “Ъ” не ответили.

ЕС в июне 2024 года запретил перегрузку в своих портах СПГ из РФ, предназначенного для продажи в третьих странах. Ограничения должны вступить в силу в конце марта. После перевалки в ЕС грузы «Ямал СПГ» обычно реэкспортируются в Азию. Аналитики предполагали, что запрет на перевалку приведет к тому, что еще больше российского СПГ будет оставаться в странах ЕС. В 2024 году объем перевалки «Ямал СПГ» в бельгийском Зебрюгге составил 2,5 млн тонн, во французском Монтуар-де-Бретань –- около 0,8 млн тонн, следует из данных Kpler.

НОВАТЭК разрабатывал различные схемы перевалки, чтобы оптимизировать использование построенных для «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» танкеров усиленного ледового класса Arc7, способных самостоятельно ходить во льдах. В районе Мурманска море уже свободно ото льда благодаря влиянию Гольфстрима, и газ из этой точки могут перевозить обычные СПГ-танкеры. Из-за того что плавучие хранилища Saam FSU и Koryak FSU попали в SDN-list, у НОВАТЭКа остается возможность проводить перевалку только по схеме «борт-в-борт» (ship-to-ship).

Перегрузка СПГ по схеме «борт-в-борт» на рейдовой стоянке Кильдин-Восточный работает с ноября 2020 года.

Перевалка носит сезонный характер и осуществляется только в зимний период — с ноября по июнь, в остальное время танкеры ходят в Азию напрямую через Севморпуть. По данным консультационной группы «Гекон», в 2024 году объем перевалки на Кильдине составил 1,5 млн тонн (см. график), СПГ на перевалку поставляло четыре газовоза, выполнено 20 рейсов.

Перемещение точки перевалки с Зебрюгге в район Мурманска снимает большинство вопросов относительно возможности доставки грузов СПГ в Азию, а также разгружает флот танкеров Arc7. Но ежегодный объем перевалки в районе Мурманска, вероятно, придется увеличить. Вместе с тем может возрасти время самой перевалки: при схеме «борт-в-борт» приход танкеров нужно синхронизировать, а сам процесс занимает около 36 часов.

При проектной мощности завода «Ямал СПГ» в 16,5 млн тонн около 14,9 млн тонн продаются по долгосрочным контрактам, остальные уходят на спот. Объем долгосрочных азиатских контрактов СПГ-завода доподлинно неизвестен. Китайская CNPC покупает около 3 млн тонн СПГ с «Ямал СПГ» на условиях DES, контракт предусматривает перевалку в Зебрюгге зимой. У французской TotalEnergies есть off-take-контракт на 4 млн тонн в год с «Ямал СПГ», часть этих объемов компания продает в Азию. Как сообщал в апреле 2024 года глава TotalEnergies Патрик Пуянне, у компании — два контракта на поставки СПГ для Европы с «Ямал СПГ» и один — для Азии, на который «надо посмотреть внимательнее», его объемов он не уточнял.

Как следует из данных Kpler, в 2024 году «Ямал СПГ» экспортировал около 20,6 млн тонн СПГ. Из этих объемов примерно 6,2 млн тонн ушли на азиатский рынок, в том числе 0,5 млн тонн проданы на споте.

Таким образом, с учетом сезонности после перенесения точки перевалки на Кильдин ежегодный объем перевалки может составить 2,5–2,8 млн тонн СПГ.


Для вывоза грузов с «Ямал СПГ» НОВАТЭК сформировал флот из 15 ледовых танкеров ледового класса Arc7. Из-за санкций США СПГ-завод не может использовать флагманский танкер Arc7 «Кристоф де Маржери», который сейчас простаивает в Баренцевом море.

В последние месяцы НОВАТЭК начал подтягивать флот новых СПГ-танкеров к Кильдину. В перевалке были задействованы новые газовозы серии North, построенные на южнокорейской верфи Hanwha Ocean в 2024 году.

Начавшаяся с ноября 2024 года сезонная перевалка СПГ близ Кильдина идет в больших, чем обычно, объемах, отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Так, в ноябре на перевалку было направлено три партии СПГ, в декабре и январе — по четыре. «Очевидно, что технологически возможен рост объемов перевалки. Текущие четыре рейса в месяц обеспечивают перевалку 300 тыс. тонн, что в годовом исчислении составляет 3,6 млн тонн»,— говорит господин Григорьев. Самый большой объем поставок на перевалку, по данным эксперта, отмечался в апреле 2023 года — семь судов с общим грузом 0,5 млн тонн. При благоприятных погодных условиях и достаточности буксирного флота это позволяет выйти на объем перевалки в 6 млн тонн в год.

Как отмечает господин Григорьев, вывоз СПГ из безледной акватории Нордкапской ветви Гольфстрима, где расположен комплекс Кильдин-Восточный, допускает использование газовозов даже без ледовых классов, что расширяет возможность привлечения судов с фрахтового рынка. При переносе перевалки из Зебрюгге на Кильдин длительность доставки СПГ до азиатских портов, по его оценкам, практически не изменится. «Безусловно, увеличивается длительность рейса конвенционального газовоза-отвозчика, но это компенсируется сокращением длительности круговых рейсов газовозов типа "Кристоф де Маржери"»,— уточняет он.

Татьяна Дятел

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Четверка лучших

Определились победители первого круга «ДоброFon» — чемпионата России по волейболу сидя среди людей с поражением ОДА

Промо

Память и помощь

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» оказана поддержка психоневрологическому интернату в Калаче-на-Дону

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×