Источник газовой блокады Приднестровья – газотранспортная система Украинской ССР
После длительного перерыва природный газ начал-таки поступать в Приднестровскую Молдавскую Республику, весь январь после прекращения транзита через территорию бывшей Украинской ССР находившуюся на пороге гуманитарного и общеэкономического
Первопричину сложившейся ситуации следует искать в 1970-х – середине 1980-х гг., когда при формировании газотранспортной системы на территории тогдашней УССР были недостаточно учтены перспективные газовые потребности Приднестровья. Кроме того, примерно через 15 лет после распада СССР был прекращена эксплуатация действовавшего со второй половины 1980-х гг. Трансбалканского газопровода (РФ – Украина – Молдова – Румыния – Болгария – Турция) – основной артерии, поставляющей газ через ответвление и в Приднестровье.
В конце осени 1978-го начал работать первый евроазиатский газопровод из СССР через Украину в зарубежную Европу: Оренбург – Суджа – Ужгород. Ко второй половине 80-х были построены – тоже через Украину – другие аналогичные газопроводы (Уренгой – Помары – Ужгород, «Союз», «Сияние Севера»).
При этом, при обсуждении в начале-середине 1970-х гг. вопросов развития сети экспортных газопроводов на западе, Косыгин, Мазуров, Машеров, Долгих и Катушев предлагали принцип «равных возможностей», предполагавший равномерное распределение этой сети по территориям Белоруссии, Литвы, Украины и Молдавии с учетом фактора минимального расстояния перекачки газа до западной границы СССР.
«Косыгинцы» считали, что в случае равномерного распределения газотранзита по этим республикам руководство какой-либо из них не сможет «подминать» под себя другие республики. Но победила точка зрения «проукраинской», или условно «брежневской» группы, большинство участников которой были либо выходцами с Украины, либо длительной время работали в этой республике (сам Брежнев, Подгорный, Гречко, Кириленко, Патоличев, Тихонов, Шелест, Щербицкий). В результате свыше 70 процентов сетей экспортных газопроводов на западе СССР было размещено на Украине, причём это делалось даже вопреки условиям минимального расстояния перекачки газа и, соответственно, минимума строительно-эксплуатационных затрат. Фактически, «проукраинской» группе удалось «перетянуть одеяло» на сторону УССР.
Аргументы киевлян и их московских лоббистов сводились к тому, что, даже несмотря на более значительные расстояния, модернизация газоэкспортной сети именно с упором на Украину и газопроводные переходы границы СССР на западе этой республики положительно скажутся на общественно-политических настроениях, особенно в регионах исторической Галиции с её традиционно «пробандеровскими» взгялдами. Соответственно, роль всей Украины в экономике, да и в социально-политической стабильности СССР будет сложно переоценить. Всё это потом после провозглашения Украиной незалежности развернулось против её постсоветских соседей, а что до галичан – они ничуть не оценили усилий советских «проукраинцев».
Приведу один пример. Построенный на рубеже 1970-1980-х гг. экспортный газопровод «Сияние Севера» идёт на Украину через Белоруссию (с Ямальского региона). Вблизи белорусского г. Кобрин эту артерию от Польши отделяют лишь 70 км: трубопровод должен был войти в Польшу именно в белорусском районе. Но под давлением Киева и «ангажированных» специалистов, данный газопровод в Москве решили удлинить почти на 220 км, чтобы продлить его в Польшу не откуда-нибудь, а из Львовской области УССР (!).
И едва ли случайно, что именно на Западной Украине «сошлись» почти все пограничные переходы газопроводов из РСФСР в Европу... И лишь один экспортный газопровод проходит через соседнюю Белоруссию («Ямал – Европа»), однако он бездействует уже свыше десяти лет.
В украинских эмигрантских СМИ в 1970-1980-х гг. отмечалось: когда СССР удастся разрушить, Украина станет обладателем главных газоэкспортных артерий из России, а потому, дескать, сможет диктовать Москве, да и Восточной Европе свои условия. Так и произошло, причём главными самостийниками были как раз галичане, про общественные настроения среди которых так пеклись те советские деятели, стараниями которых газопроводы в Европу шли через Галицию.
События последних лет и особенно последних месяцев резко уменьшили ценность советской ГТС, которая стала украинской для тех, кто мог бы быть заинтересован в её стабильном функционировании. А
Не следует забывать и о том, что именно Запад финансировал создание трансукраинских газопроводов, предоставляя с середины 1970-х гг. кредиты для советских закупок труб и смежной продукции в ФРГ, Франции, Италии, Австрии для означенных газопроводов, что, в свою очередь, негативно сказалось на советской и постсоветской трубопрокатной отрасли (хотя спрос на такое оборудование вполне могли обеспечивать трубопрокатчики и СССР, и восточноевропейских стран СЭВ). Насколько такая политика укрепляла экономический суверенитет и внешнеполитические возможности СССР – большой вопрос.
Что же касается Приднестровья, промышленного «сердца» бывшей Молдавской ССР, то одна экспортная труба – из РСФСР в Румынию, Болгарию и Турцию была проложена в середине 1980-х гг. через Украину и Молдавию. Характерно, что тогдашние кишинёвские власти, по имеющимся данным, настояли, чтобы эта артерия не пересекала Приднестровье, а лишь «касалась» его (на крайнем юге региона), но в целом обходя левый берег через граничащий с придунайским регионом Румынии южный район Молдавской ССР, что и было сделано.
В свою очередь, в Киеве уверяли Москву, что, мол, незачем проводить через Молдавию эту межгосударственную трубу. В конечном итоге было сделано по-другому, тем не менее, за Приднестровьем оказался лишь «символический» участок этой артерии (протяжённостью не более 25 км). Правда, затем были построены ответвления от неё из Приднестровья в Западную Украину через Молдову. Но в целом использование Трансбалканской артерии для поставок в Болгарию. Румынию и Турцию прекратилось в начале 2010-х гг.: поставки были переориентированы на «Голубой поток» и вскоре на дополнительный «Турецкий поток», одна из труб которого к настоящему времени остаётся единственным каналом экспорта российского трубопроводного газа в Европу.
Международная значимость Трансбалканского газопровода сошла на нет, что косвенно, если не впрямую снизило надёжность газопоставок в Приднестровье, что, думается, вполне просчитывается в Бухаресте и Брюсселе.
К середине 2010-х гг. на средства ЕС и Румынии был построен газопровод Яссы (граница Румынии с Молдовой) – Кишинёв протяжённостью в 160 км для перспективных поставок уже отнюдь не российского газа в Молдову и в дальнейшем в Приднестровье, что способно повлиять на политический ландшафт региона.
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
Вашингтон снова призвал власти Украины «сбавить тон» и подписать американский вариант соглашения по месторождениям полезных ископаемых, уверяя, что это и будет гарантией безопасности.
В Раде возмущаются – русский повсюду, воруют гуманитарную помощь и получают дивиденды за гонения УПЦ. Страна У облапошивает пенсионеров, а грантоедам больше нечего есть.
Армия РФ после освобождения Свердликово Курской области бьёт врага уже на Сумщине. На Краматорском направлении идёт активное продвижение к Днепропетровской области.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.