В результате предпринятых усилий СЭВ демонстрировал быстрый рост. Уже в 1953 году на объединение приходилась 1/3 всего мирового производства. Однако это сотрудничество было прервано после смены власти в СССР. Новые лидеры КПСС Никита Хрущев и Леонид Брежнев взяли курс на разрыв отношений с КНР и переориентацию внешней политики на Запад. Идеологами этой политики выступили секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, министры иностранных дел и внешней торговли СССР Андрей Громыко и Николай Патоличев. Конкретные ее положения были представлены в решении Политбюро ЦК КПСС от 15 мая 1969 года "Соображения о возможных мероприятиях в связи с усилением враждебного Советскому Союзу курса китайского руководства".
Результатом этой линии стало то, что СССР переориентировал всю свою экономику под потребности Запада. Европе же были нужны от Советского Союза только ресурсы. Поэтому весь товарообмен происходил исключительно по формуле "западные технологии и кредиты в обмен на советские минералы, газ, нефть, древесину". Причем СССР, лишив себя альтернатив, позволил Западу диктовать и цены на сырье. Это вело к попаданию в долговую зависимость. Западные страны приобрели инструмент влияния на политику Москвы. Следствием этой линии стало разрушение Советского Союза.
Добавим, что именно этот перекос во внешней политике СССР привел к тому, что газовая инфраструктура, с учетом западной ориентации, развивалась в основном в европейской части России. Инфраструктуру в азиатской части, т.е. на китайском направлении, сегодня во многом приходится создавать с "ноля". Это ведет к техническим трудностям на пути реализации таких проектов, как "Сила Сибири – 2".
Возвращаясь к вопросу о ценообразовании, который обсуждается в связи с провокацией Financial Times. После того как работы по проектированию "Силы Сибири – 2" будут завершены, инсинуации о ценах окажутся разоблачены.