Зеленый свет в конце трубы

В МЭА прогнозируют снижение спроса на все виды топлива до 2030 года

Снижение темпов роста китайской экономики будет определять динамику энергетических рынков в ближайшие годы, следует из прогноза Международного энергетического агентства (МЭА) до 2030 года. Индустриализация страны и активное строительство инфраструктуры поддерживали спрос в энергоинтенсивных секторах, но возможности для продолжения активной стройки ограниченны, влияние на потребление топлива окажет увеличение доли электромобилей и резкий рост мощностей по сжижению газа в 2025–2027 годах — последнее может стать ограничением для переориентации поставок РФ газа в Азию.

Фото: Aly Song / Reuters

Фото: Aly Song / Reuters

Замедление китайской экономики окажет существенное влияние на состояние энергетических рынков, говорится в прогнозе Международного энергетического агентства до 2030 года. К этому моменту в базовом сценарии организации спрос на все виды ископаемого топлива пройдет пик и начнет снижаться — такой прогноз МЭА делает впервые. Снижение спроса станет следствием более низких темпов роста и энергокризиса 2022 года.

В последние десять лет Китай обеспечивал более трети роста глобальной экономики, а также две трети роста потребления нефти в мире и треть роста потребления газа. Но теперь экономика замедляется: к 2030 году темпы роста не будут превышать 4% в год (в прошлогоднем прогнозе эта оценка была выше — 4,5%), поэтому общий спрос на энергию в стране пройдет пик в районе 2025 года — вслед за расширением использования «чистой» энергии, ждут в МЭА. Снижение же среднесрочных темпов роста еще на процентный пункт приведет к снижению импорта нефти на 5%, СПГ — на 20%.

Снижение спроса на топливо станет следствием приближения китайской экономики к «точке перегиба» — возможности дальнейшего инфраструктурного строительства ограниченны, а жилья в Китае в пересчете на квадратные метры на человека уже построено столько же, как, например, в Японии.

«Насыщение» инфраструктурой означает снижение будущего спроса во многих энергоинтенсивных секторах, таких как производство цемента и стали. Но пока кризис на рынке недвижимости Китая распространяется только на новые проекты. Индустриализация Китая поддерживала спрос на уголь для производства стали, теперь же доля выплавки за счет угля сокращается в том числе за счет замещения другими технологиями. В развитых странах спрос на уголь прошел пик в 2007 году, в Китае он может быть достигнут к середине десятилетия. В других развивающихся странах продолжится рост потребления, но он не сможет изменить общий тренд.

Спрос на нефть в последние десятилетия рос в первую очередь за счет транспорта (за 20 лет он увеличился на 18 млн б/с и сейчас составляет около 100 млн б/с, транспортный сектор обеспечивает 45% потребления нефти). Но в этом году доля продаж электромобилей, как ожидается, достигнет 18% — в основном за счет Китая (на него приходится половина продаж) и развитых стран. К концу десятилетия транспорт перестанет быть источником роста потребления нефти, ожидают в МЭА. В нефтехимии, авиаперевозках и морском фрахте спрос продолжит расти, как и в прочих развивающихся странах.

Удар же по рынку трубопроводных поставок газа могут нанести новые проекты по производству сжиженного газа — пик их ввода придется на 2025–2027 годы.

Базовый сценарий МЭА предусматривает, что к 2030 году это позволит нарастить поставки СПГ на 250 млрд кубометров в год (это почти половина от текущего объема предложения), 60% новых мощностей появятся в США и Катаре. При этом снижение потребления в Европе и не поспевающее за ростом предложения строительство необходимой инфраструктуры в развивающихся странах может привести к избытку СПГ на рынке и дополнительному давлению на цены. Этот же фактор может стать главным препятствием для переориентации российских поставок газа в Азию — в базовом сценарии МЭА доля российских поставок в мировом предложении снижается с 30% в 2021 году до 15%.

Пока российские поставки энергоресурсов в Китай растут. В частности, поставки нефти в сентябре, по данным МЭА, увеличились на 270 тыс. б/с, суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов составил 2,4 млн б/с, это почти треть экспорта РФ.

Татьяна Едовина

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×