Azoty здесь тихие

Замороженная доля «Акрона» в польском заводе может совсем уйти

«Акрон» может лишиться 20% в польском производителе удобрений Azoty. Эта доля была заморожена властями Польши еще год назад, а теперь в ее отношении введено принудительное внешнее управление с перспективой последующей или продажи, или конфискации. Сделка вряд ли будет рыночной, считают эксперты, но российскому акционеру в любом случае не стоит рассчитывать на получение средств. Эксперты полагают, что у «Акрона» есть время на разработку тактики защиты с учетом опыта других российских компаний, например НОВАТЭКа, активы которого в Польше уже выставлены на продажу.

Химический завод группы Azoty в городе Пулавы (Польша)

Химический завод группы Azoty в городе Пулавы (Польша)

Фото: Agencja Gazeta / Jakub Orzechowski / Reuters

Химический завод группы Azoty в городе Пулавы (Польша)

Фото: Agencja Gazeta / Jakub Orzechowski / Reuters

Правительство Польши ввело принудительное управление пакетом в 20% в местном производителе удобрений Azoty, который принадлежит российскому «Акрону» (основной владелец — Вячеслав Кантор). Об этом 11 июля заявил журналистам министр развития и технологий Польши Вальдемар Буда. «Сегодня мы лишаем его (Вячеслава Кантора.— “Ъ”) права распоряжаться акциями, а нашей целью является лишение россиянина акций и принадлежащих ему компаний с помощью правового механизма»,— заявил министр. В «Акроне» отказались от комментариев.

Вальдемар Буда отметил, что пока польские законы не позволяют конфисковать долю «Акрона», однако можно формально выплатить Вячеславу Кантору компенсацию, при этом заморозив деньги.

В перспективе группу Azoty может купить польский нефтегазохимический концерн Orlen. В начале лета компании подписали соответствующее соглашение о намерениях.

Группа Azoty — один из крупнейших в Европе производителей удобрений. Также компания выпускает конструкционные пластики, оксоспирты и пластификаторы. «Акрон» купил 13% в Azoty Tarnow в 2012 году, при этом Варшава изначально была не рада новому акционеру. Однако у Вячеслава Кантора были твердые планы довести долю до 79%, получив контроль. Чтобы не допустить этого, власти и менеджмент компании провели слияние предприятия с Zaklady Azotowe Pulawy, объединив их в Grupa Azoty. В результате сделки доля «Акрона» размылась до 8,91%. Но к середине 2014 года российская компания снова довела свой пакет до 20% за счет скупки акций с рынка. При этом польский регулятор обвинял компанию в нарушении правил при выдвижении оферты, однако в итоге расследование закончилось ничем. Затем время от времени появлялись слухи о возможной продаже доли «Акрона» польским властям или другим инвесторам. Последний раз подобные переговоры шли в 2017 году с Польским фондом развития, а сумма сделки оценивалась примерно в $410 млн. Собеседники “Ъ” сомневаются, что в случае продажи пакета сейчас цена сделки будет рыночной.

«Акрон» стал не единственным российским инвестором в Польше, кому угрожает потеря активов.

Польские власти ввели принудительное управление польскими активами «Газпрома» (48% в EuRoPol Gas, операторе польского участка газопровода Ямал—Европа). Также в санкционный список страны, а затем и под контроль правительства попала структура НОВАТЭКа Novatek Green Energy (трейдер СУГ и сжиженного газа). Как заявил Вальдемар Буда, Польша уже занимается продажей последнего актива, а средства от сделки планируется заморозить, не передавая НОВАТЭКу.

Как отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов, «Акрон», в отличие от Вячеслава Кантора, не внесен в санкционные списки ЕС, но с апреля 2022 года состоит в отдельном санкционном списке Польши. При этом, поясняет эксперт, конституция Польши запрещает экспроприацию имущества, именно поэтому польские власти креативно используют механизм помещения активов под принудительное управление с последующей выплатой компенсации. Этот механизм появился в польском законодательстве в июле 2022 года в виде поправок к закону о санкциях и может быть применен к активам любого подсанкционного лица, говорит господин Именнов. По его словам, принудительное управление «по-польски» состоит в создании временной администрации, которая будет готовить актив к продаже и следить за соблюдением прав третьих лиц. Финальное решение о продаже принимает польский суд. Антон Именнов отмечает, что у «Акрона» есть возможность оценить возможности судебного оспаривания такой практики на примере НОВАТЭКа, который уже подал иски как в Польше, так и в Суд ЕС.

Ольга Мордюшенко

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×