СОГАЗ заработает на нефтехимии

Страховая компания купила 6,25% в СИБУРе

Лидер страхового рынка СОГАЗ, крупнейшими акционерами которого являются «Газпром» и семья Юрия Ковальчука, купил 6,25% СИБУРа у его основного владельца Леонида Михельсона. Сумма и цели сделки не раскрываются — по оценкам аналитиков, пакет мог стоить более $1 млрд. По мнению источников “Ъ”, эта сделка — финансовая инвестиция акционеров СОГАЗа, которые рассчитывают на высокие дивиденды СИБУРа после пересмотра дивидендной политики и на фоне запуска ключевого проекта компании «Запсибнефтехим».

Фото: Катерина Павленко, Коммерсантъ

Фото: Катерина Павленко, Коммерсантъ

Основной акционер СИБУРа Леонид Михельсон 16 марта продал 6,25% компании страховому гиганту СОГАЗ, следует из раскрытия информации нефтехимической компании. В результате пакет господина Михельсона сократился до 42,23%, он остался крупнейшим акционером. Пакеты остальных акционеров — Геннадия Тимченко (17%), менеджмента компании (14,5%), а также китайских Sinopec (10%) и Фонда Шелкового пути (10%) — остались без изменений.

Сумма сделки не раскрывается. Компания не торгуется на бирже. Последняя крупная сделка с акциями СИБУРа, в рамках которой раскрывалась цена, произошла в конце 2015 года — тогда свой пакет в 10% приобрела Sinopec за $1,34 млрд. Таким образом, вся компания была оценена в $13,4 млрд.

Исходя из этой оценки пакет мог обойтись СОГАЗу в $837,5 млн.

Впрочем, с 2015 года компания запустила на полную мощность свой флагманский проект «Запсибнефтехим» и пересмотрела дивидендную политику в сторону роста выплат. Так, Александр Собко из Rupec оценивает текущую стоимость СИБУРа более чем в $20 млрд с учетом финансовых показателей четвертого квартала, принятых допущений по мультипликаторам и недавнего выхода на полную мощность «Запсибнефтехима».

Владимир Путин, президент РФ, о покупке своим бывшим зятем Кириллом Шамаловым акций СИБУРа, 17 декабря 2020 года
Компания, о которой идет речь (СИБУР),— это частная компания, 100%, там нет ни одной акции государства.

Основными акционерами СОГАЗа с долей в 32,3% являются ООО «Аквила» (половина этой компании принадлежит основному акционеру банка «Россия» Юрию Ковальчуку и членам его семьи), «Газпром» (21,2%), а также «Акцепт» дальнего родственника Владимира Путина Михаила Шеломова (12,47%). Кроме того, 16,5% у «СГ-Инвест», которое принадлежит бывшим и нынешним топ-менеджерам СОГАЗа, крупнейший владелец с долей в 40% — бывший советник президента РФ Антон Устинов. Еще 10% в СОГАЗе владеет ВТБ.

СИБУР, СОГАЗ и НОВАТЭК (основной бизнес Леонида Михельсона) воздержались от дополнительных комментариев по сделке.

Большинство собеседников “Ъ” полагают, что речь идет о чисто финансовой инвестиции со стороны акционеров СОГАЗа.

Так, 10 марта совет директоров СИБУРа изменил дивидендную политику, подняв уровень минимальных выплат акционерам с 35% до 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО. Применяться новый подход будет с 1 июля 2020 года. Такой шаг в компании объясняли ростом денежного потока и снижением долговой нагрузки на фоне наращивания объемов выпуска нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью за счет выхода «Запсибнефтехима» на полную мощность в конце 2020 года. По итогам 2020 года СИБУР может выплатить 28,7 млрд руб. дивидендов (из расчета 13,17 руб. на акцию).

Один из собеседников “Ъ” напомнил о похожей истории 2014 года. Тогда один из топ-менеджеров СИБУРа Кирилл Шамалов — в тот момент, по официально не подтвержденной информации, он являлся мужем одной из дочерей президента Владимира Путина — купил у Геннадия Тимченко 17% СИБУРа, увеличив свой пакет в компании до 21,3%. После развода в 2017 году топ-менеджер продал эти 17% акций Леониду Михельсону и Геннадию Тимченко, цена сделки тогда не сообщалась.

Все источники “Ъ” считают, что наращивать свой пакет СОГАЗ не будет. При этом у страховой компании появляется вариант продать свои акции в ходе теоретического IPO СИБУРа, о возможности которого менеджмент компании говорит годами. В феврале управляющий директор по экономике и финансам СИБУРа Питер О’Брайен отмечал, что IPO может произойти ближе к моменту запуска Амурского газохимического комплекса (ожидается в 2024–2025 годах). По мнению Александра Собко, сделка с СОГАЗом не является признаком близкого размещения.

Ольга Мордюшенко

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×