Вакансии чужой мечты

Выпускники университетов мечтают о «Яндексе», но выходят на работу в СИБУР

Опубликованы результаты рейтинга лучших работодателей FutureToday 2020 года. Наиболее интересный тренд — «брендирование» работодателей среди студентов, которые не собираются и не будут работать в своих «компаниях мечты», и более уверенное знание ими участников рынка, на котором они работать будут. Уже три четверти старшекурсников и выпускников считают лучшими работодателями кого-либо из «тройки» «Яндекс»—Google—Apple, но в целевой аудитории лидеры — СИБУР, Mail.ru Group, McKinsey & Co. Своеобразная веха истории рынка труда: в 2020 году в число лучших работодателей впервые вошло правительство РФ.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

Рейтинг FutureToday в 2021 году выпускается пятый год, и это крупнейшее российское исследование рынка труда для выпускников университетов РФ: опрос 31 тыс. респондентов (19,5 тыс. целевых опросов) — студентов старших курсов или выпускников в 46 вузах РФ (17 городов, 204 факультета, лидеры качественного образования в РФ по мнению самих работодателей). FutureToday, помимо предпочтений респондентов о будущей работе, выявляет и особенности вступающих на рынок труда специалистов в разных сферах — от зарплатных ожиданий (они в 2020 году практически не изменились) до предпочтений компьютерных игр (78% опрошенных в них не играют, лидеры — Dota 2 и CS Global Offensive, по 8,5%).

Даже в длительной серии опросов лидеры-работодатели меняются редко: FutureToday сообщила о постепенном снижении позиций «Газпрома» (остается четвертым по популярности работодателем РФ после «Яндекса», Apple и Google — и опережает Сбербанк, сохраняющий пятое место) и росте популярности Mail.ru Group (6-е место; в 2019 году 8-е; в 2017-м — 12-е). Впрочем, это, видимо, не настолько важно, похожая история наблюдается и с «Роснефтью». Реальные сдвиги можно наблюдать в различиях разных выборок рейтинга. Авторы делают как общий рейтинг (любой студент выбирает «лучшего» работодателя, даже если он по образованию не может претендовать на работу у него), так и рейтинг «лучших из лучших» (лучших работодателей выбирают студенты самых востребованных у работодателей факультетов) и «целевой» (рейтинг работодателей, упоминаемых на целевых для них факультетах) — и динамика в них отличается.

В «общем» измерении процесс очевиден: «звездные» работодатели, кроме «Газпрома» в топ-5 и ряда незначительных исключений, за год свою популярность лишь улучшили.

«Работа мечты» все больше становится чистой легендой: если в 2019 году в «Яндексе» хотели бы работать 23% выпускников, то в опросах 2020 года — уже 28%, в Google и Apple трудились бы с удовольствием 25,6% и 21,2% опрошенных. Все они, разумеется, не пойдут даже подавать туда резюме. В рейтингах «лучших из лучших» картина обратная (более «качественные» студенты, как правило, лучше разбираются в том, где бы они на самом деле хотели трудиться), как и в «целевых» — за год популярность лидирующих работодателей среди студентов, которые имеют шансы там реально оказаться, немного снизилась. Так, в «целевом» рейтинге 2019 года в СИБУРе хотели бы работать 24,8% выпускников, а в 2020 году 19,3%, с другими лидерами происходит примерно то же.

Рационально предположить, что 2020 год и возможность подумать в тишине (на самоизоляции) о будущем увеличил число студентов, разобравшихся в структуре своего будущего рынка и назвавших «компанией своей мечты», а не «просто мечты», работодателей «второй линии» — к тому же там явно легче делать карьеру. Это, возможно, объясняет появление в списке «лучших из лучших» работодателей НИПИГАЗ (инжиниринг в нефтегазе).

И наконец, важное, хотя и чисто символическое событие 2020 года — появление в рейтинге коллективного работодателя «Органы исполнительной власти РФ».

Напомним, ранее в списках FutureToday фигурировали госкорпорации и ЦБ. Правительство как место для карьеры фигурирует и в рейтинге «лучшие из лучших» — но не в «целевом»: пока будущих ультрапрофессионалов все же больше интересует корпоративный сектор, IKEA как работодатель в своей целевой аудитории остается важнее Минпромторга.

Рейтинг лучших работодателей по всем вузам

Компания Привлекательность работодателя в 2021, %
1 «ЯНДЕКС» 28,00%
2 GOOGLE 25,60%
3 APPLE 21,20%
4 «ГАЗПРОМ» 12,20%
5 СБЕРБАНК 9,60%
6 MAIL.RU GROUP 8,50%
7 BMW 7,80%
8 MICROSOFT 7,00%
9 CHANEL 6,80%
10 COCA-COLA 6,30%
10 «ТИНЬКОФФ» 6,30%
12 MERCEDES-BENZ 6,20%
13 «РОСНЕФТЬ» 6,00%
13 «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» 6,00%
15 ADIDAS 5,80%
16 IKEA 5,20%
17 ЛУКОЙЛ 5,10%
18 MCKINSEY & COMPANY 4,50%
18 1C 4,50%
20 «РОСАТОМ» (ГОСКОРПОРАЦИЯ) 4,40%
21 HUAWEI 4,20%
21 «РОСКОСМОС» 4,20%
23 NIKE 4,10%
24 «АЭРОФЛОТ» 3,70%
24 INTEL 3,70%
26 SAMSUNG 3,60%
27 NVIDIA 3,50%
28 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ 3,20%
28 KPMG 3,20%
30 PWC 3,00%

По данным опроса студентов старших курсов 30 ведущих вузов России.

Источник: FutureToday.

Рейтинг лучших работодателей «Лучшие из лучших»

Компания Привлекательность работодателя в 2021, %
1 «ЯНДЕКС» 31,90%
2 GOOGLE 24,70%
3 APPLE 18,60%
4 СБЕРБАНК 14,60%
5 MCKINSEY & COMPANY 12,20%
6 MAIL.RU GROUP 11,10%
7 «ГАЗПРОМ» 9,60%
8 KPMG 9,00%
9 PWC 8,30%
10 «ТИНЬКОФФ» 8,00%
11 EY (ERNST & YOUNG) 7,90%
12 GOLDMAN SACHS 7,30%
13 MARS 6,60%
14 COCA-COLA 6,30%
15 MICROSOFT 6,20%
16 MERCEDES-BENZ 6,10%
16 DELOITTE 6,10%
16 BAIN & COMPANY 6,10%
16 JP MORGAN 6,10%
20 ВТБ 6,00%
20 BCG (THE BOSTON CONSULTING GROUP) 6,00%
22 BMW 5,90%
23 UNILEVER 5,70%
24 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 5,20%
25 CHANEL 5,00%
26 МОСКОВСКАЯ БИРЖА 4,90%
27 KASPERSKY 4,50%
28 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ 4,20%
29 АЛЬФА-БАНК 4,10%
30 ADIDAS 3,60%
30 ЛУКОЙЛ 3,60%
30 L’OREAL 3,60%
30 PROCTER & GAMBLE 3,60%

По данным опроса студентов старших курсов 10 самых востребованных факультетов России.

Источник: FutureToday.

Рейтинг лучших работодателей среди своей целевой аудитории

Компания Привлекательность работодателя в 2021, %
1 «СИБУР» 19,30%
2 MAIL.RU GROUP 17,50%
3 MCKINSEY & COMPANY 16,90%
4 СБЕРБАНК 15,40%
4 «РОСАТОМ» (ГОСКОРПОРАЦИЯ) 15,40%
6 INTEL 13,90%
7 «ТИНЬКОФФ» 13,60%
8 KPMG 12,70%
9 «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» 11,60%
10 «МОСЭНЕРГО» 11,00%
11 MARS 10,60%
12 PWC 10,50%
13 COCA-COLA 9,70%
14 BCG (THE BOSTON CONSULTING GROUP) 9,20%
15 BAIN & COMPANY 8,60%
16 L’OREAL 7,90%
17 UNILEVER 7,70%
18 ABBYY 7,60%
19 KASPERSKY 7,40%
20 HALLIBURTON 7,20%
21 ADIDAS 7,00%
21 EY (ERNST & YOUNG) 7,00%
23 CITIBANK / CITIGROUP 6,60%
24 ВТБ 5,90%
24 НИПИГАЗ 5,90%
26 HUAWEI 5,60%
26 BIOCAD 5,60%
28 IKEA 5,10%
29 DELOITTE 4,80%
29 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 4,80%

По данным опроса студентов старших курсов только целевых факультетов каждой компании-участника.

Источник: FutureToday.

Дмитрий Бутрин

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×