Металлургам не обломилось

Отрасль жалуется на дефицит сырья

Как выяснил “Ъ”, в правительстве обсуждаются меры поддержки металлургической отрасли, которая столкнулась с целым рядом проблем, от снижения спроса до риска дефицита сырья. Участники рынка предлагают увеличить закупки российских труб для проектов СИБУРа и «Газпрома», но, по мнению экспертов, в реальности такие меры едва ли существенно повлияют на баланс рынка. Рассматриваются варианты ограничения импорта металлопродукции, а также экспорта лома: ломозаготовка в апреле снизилась в разы. Минпромторг собирается включить сегмент в перечень пострадавших от коронавируса.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ  /  купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ  /  купить фото

“Ъ” ознакомился с протоколом совещания, которое Минпромторг в конце апреля провел с участием крупнейших российских металлургических компаний для обсуждения ситуации в отрасли. Как следует из документа, основные поручения, отданные на совещании, касались ломозаготовки. По данным «Русской стали», из-за карантинных мер компании сталкиваются со снижением ломосбора, что влечет дефицит сырья и рост цен.

По данным «Руслома», в апреле объемы ломосбора в различных регионах сократились на 20–80% по сравнению с мартом.

В итоге отраслевым ассоциациям поручено проанализировать баланс заготовки и потребления. На основе этих материалов департамент металлургии и материалов Минпромторга должен будет подготовить предложения по включению ломозаготовки в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. В случае необходимости Минпромторг может предложить правительству ввести временный запрет на экспорт лома черных металлов.

По словам Максима Худалова из АКРА, проблемы у ломосборщиков наблюдаются не только в РФ, но и на территории Украины и других стран—экспортеров металлолома. Эксперт не исключает, что в условиях растущего спроса в Турции у отрасли возникнет соблазн увеличить экспорт, что грозит дефицитом этого сырья в России.

Еще один блок предложений касался трубной отрасли.

«Русская сталь» предложила стимулировать внутренний спрос за счет сохранения инвестиционных программ компаний ТЭКа. В частности, было предложено использовать российские трубы при строительстве Амурского ГХК СИБУРа. Впрочем, отмечает Максим Худалов, для этого проекта в лучшем случае потребуется лишь 200 тыс. тонн труб, при этом возникает вопрос, способна ли отрасль произвести столь специфические трубы. В СИБУРе “Ъ” сказали, что сохраняют фокус «на рациональную локализацию поставок». «Прорабатывая проект Амурского ГХК, мы, безусловно, рассматриваем возможности российского трубного рынка и надеемся, что российские производители предоставят условия не хуже альтернативных зарубежных поставок»,— отметили в компании.

В «Русской стали» заявили “Ъ”, что внутренний спрос может быть поддержан также за счет проектов «Сила Сибири-2» и «Балтийский СПГ» «Газпрома», газохимического комплекса в Усть-Луге, программ по финансированию замены изношенных сетей ЖКХ, по мостостроению, укреплению причальных стенок в портах. Отметим, что эти газовые проекты находятся на начальной стадии: сроки их реализации могут быть скорректированы, а для «Силы Сибири-2» они даже не обозначены.

Есть идеи и по ограничению импорта металлопродукции.

На совещании предлагалось восстановить антидемпинговую пошлину на украинские железнодорожные цельнокатаные колеса (ЦКК) и пересмотреть действующие квоты на ввоз китайских труб нефтегазового сортамента на очередные пять лет.

На ЦКК производства украинского «Интерпайпа» действует пошлина в 34,22% — ее действие сейчас временно приостановлено, но в мае департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии заявил, что не видит необходимости продлевать эту приостановку. В «Русской стали» заявили, что сейчас российские производители ЦКК сокращают производство колес из-за отсутствия заказов, вызванного снижением грузооборота и строительства новых вагонов, а также ростом китайского импорта до 150 тыс. колес в год.

Согласно протоколу, Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, принадлежит «Ренове» и Владимиру и Александру Скорняковым), являющийся вторым по величине в России производителем алюминиевой продукции высокого передела, рассчитывает на заключение контрактов с предприятиями ракетно-космической промышленности и ОПК на поставку своей продукции по принципу take or pay на срок от трех до пяти лет. Эти контракты должны содержать фиксированные условия по выкупу и формулу цены с привязкой к LME.

На КУМЗе не ответили на запрос “Ъ”, однако, судя по протоколу, Минпромторг ждет от завода обоснования предложений, а обсуждение контрактов take or pay продолжится на уровне департаментов министерства, отвечающих за ОПК и авиацию.

Евгений Зайнуллин

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×